Каждое утро, если я дома – в Москве или в Мадриде – меня будит будильник. Я просыпаюсь и вижу картины Лены Будиной. Это не дежурная игра слов, а важный камертон. Первое и главное свойство самой Лены и её живописи: пробуждать. Пробуждать энергию, виденье, рвение, азарт. Прыжок в глубину формы. Вдохните аромат цвета, задействуя все части тела (вдохнуть можно и глазами, и кожей, и мыслью). Поднимите руки и опустите веки, ловя главное – акценты композиции. Оторвите себя от земли.
У Лены Будиной великолепная школа (МАРХИ времен расцвета), но главная – дети, которых (как, впрочем, и взрослых) она с упоением учит Искусству, а только потом живописи и рисунку. Самые выдающиеся учителя – дети. Тот, кто сумел сохранить токи детства в своем собственном творчестве – уже настоящий художник. Работы Лены излучают это – такое редкое и драгоценное – сочетание детской смелости (незамутненности, подлинности, непосредственности) с насмотренностью и тонким пониманием законов искусства. Дети – такие же ее педагоги, как Хуан Грис и Никола де Сталь. А также – сам мир. Когда видишь, как Лена перебирает камни, разглядывает оттенки морской синевы, вглядывается в тени и отражения, вспоминаешь бессмертное: «В такую ночь Медея шла, в полях сбирая травы волшебные». Она пишет чаще всего с натуры, но её работы – память о путешествиях, городах и пейзажах – подобно лекарственному сбору составлены из ветра, запаха, простора, упоения и ритма сердца. Лена смешивает энергию цвета с «гением места» – и раскладывает на холст широкими мазками. Она собирает свои сокровища, те, что «ни моль, ни ржа не истребляют», и щедро делится с нами. В ее живописи нет статики, изображение дышит, все время находится в скрытом движении. Каждое утро мне кажется, что лодки Лены Будиной, без которых я уже не мыслю моего дома, переплыли еще куда-то, причалили к новому острову, а я – вместе с ними.
Татьяна Пигарёва
филолог-испанист, искусствовед, журналист, куратор выставок, руководитель отдела культуры Института Сервантеса в Москве